5 КУЛЬТОВЫХ ФИЛЬМОВ ГОДАРА

Жан-Люк Годар - один из моих самых любимых режиссеров. Из тех, чьи фильмы включаешь в двадцатый раз, когда хочется подумать, погрустить, посмеяться, посмотреть на черно-белый Париж, где люди курят в кафе и бросают друг на друга многозначительные взгляды. Я, как и многие, большой поклонник ранних работ режиссера, вошедших в хрестоматию nouvelle vague. О них сегодня и пойдет речь. 

НА ПОСЛЕДНЕМ ДЫХАНИИ, 1960

«На последнем дыхании» – дебютный фильм Годара, который считается классическим манифестом французской «новой волны». Снятая на смехотворный по тем временам бюджет, картина снискала прекрасные отзывы критиков и прошла в прокате с огромным успехом. Фильм получил «Серебряного медведя» на Белинском фестивале 1960-го года и был номинирован на несколько престижных кинопремий. В главной мужской роли снялся Жан-Поль Бельмондо, сыгравший обаятельного преступника с замашками киногероев Хамфри Богарта, а женская роль прелестной журналистки досталась американке Джин Сиберг. «На последнем дыхании» – бесценный источник эстетического вдохновения, а экранный дуэт Бельмондо – Сиберг, на мой взгляд, – одна из лучших находок в фильмографии режиссера.

ПРЕЗРЕНИЕ, 1963

Главной звездой и украшением этого фильма стала, разумеется, неподражаемая Бриджит Бардо. Секс-символ эпохи предстала перед публикой в довольно сложной драматической роли супруги серьезного сценариста, который вынужден «опускаться» до работы в прилизанных голливудских картинках ради хороших гонораров. В центре сюжета – непростые взаимоотношения семейной пары, любовный треугольник, бэкстейдж съемочного процесса и прочее, и прочее. Картину снимали в Италии на прекрасной вилле, окруженной античными статуями, и смотреть этот фильм, мечтая о лете, – одно удовольствие! Кстати, музыка из кинофильма, написанная Жоржем Деларю впоследствии использовалась Мартином Скорсезе в знаменитом фильме «Казино».

 

БАНДА АУТСАЙДЕРОВ, 1964

«Банда аутсайдеров» – мой самый любимый фильм Годара. В русской версии у него есть и другое название – «Посторонние», а сам Годар говорил о нем так: «Алиса в стране чудес встречает Франца Кафку». Это криминальная комедия о том, как двое чудаков убеждают очаровательную особу принять участие в ограблении и в процессе осуществления замысла попадают в невероятно забавные ситуации. Даже если вы не смотрели это кино, наверняка вам знакомы две сцены: первая, в которой троица бежит по коридорам Лувра, и вторая – знаменитый танец в кафе, процитированный Роджером Мишеллом в фильме «Уик-энд в Париже». В главной роли Годар снял Анну Карину, которой так идут шляпы!

БЕЗУМНЫЙ ПЬЕРО, 1965

Культовый фильм «Безумный Пьеро» с Жаном-Полем Бельмондо и Анной Кариной в главных ролях обожают и рядовые зрители, и признанные мастера. Например, Луи Арагон, Квентин Тарантино, Шанталь Акерман, Мигель Гомеш, Ксавье Долан называли эту кинокартину одной из самых любимых. «Безумный Пьеро» – это невероятное авто-путешествие харизматичной парочки – беспечного богача Фердинанда и очаровательной Марианны, его бывшей возлюбленной. Встретившись на одной из скучных парижских вечеринок, они решают оставить в прошлом свое настоящее, сжечь мосты и отправиться в путешествие прямиком до Лазурного берега. Глядя на обворожительную мадам Карину, сложно представить, как Годар мог с ней развестись, но факт остается фактом.  Еще более странным кажется то, что эту блестящую работу группа Годара сняла всего за два месяца!

МУЖСКОЕ - ЖЕНСКОЕ, 1966 

В основу сценария фильма легли рассказы Ги де Мопассана. Главные достоинства картины – это парижская атмосфера и диалоги – печальные, трогательные и иногда – комичные. Фильм стал настоящим актерским прорывом для Шанталь Гойи и своеобразным триумфом для Жана-Пьера Лео, уже известного публике благодаря другим картинам «новой волны» Трюффо и Годара. Фильм не претендует на остросюжетную историю, главное в нем – настроение, мысли и состояние, которое само-собой формируется после просмотра. Бонусом – Бриджит Бардо в одном из эпизодов!

 

КИТАЯНКА,1967

В «Китаянке» Годар снял свою молодую и прекрасную жену – актрису с русскими корнями и аристократическими чертами лица Анну Вяземски, к тому же – родственницу писателя Франсуа Мориака. «Китаянка» пришлась на период увлеченности режиссера идеями марксизма, отсюда и сюжет: группа студентов, увлеченных идеями Мао, пытаются изменить свою жизнь к лучшему. Несмотря на спорные оценки, фильм «взял» специальный приз жюри на Венецианском фестивале и положил начало новому направлению в творчестве Годара, решившего распрощаться с nouvelle vague. Кстати, в прошлом году в прокат вышла совершенно замечательная картина «Молодой Годар», события которой разворачиваются как раз вокруг съемочного процесса «Китаянки». Сценарий к фильму написала сама Вяземски, режиссером выступил оскароносный Мишель Хазанавичус, снявший «Артиста», а главную роль сыграл красавчик Луи Гаррель. К просмотру обязательно!